Две лекциии харьковской исследовательницы Юлии Матвеевой: “Завесы престола Св. Софии Константинопольской: иконография, замысел, традиция” и “Велум: реальный прототип и иконографический символ” (20 и 24 мая 2016 г.)

20_05_16

Ю.Г. Матвеева около 20 лет занимается изучением церковных тканей. Уникальность ее подхода состоит в совмещении практических знаний по созданию литургических тканей и теоретических исследований древних памятников. Диссертация была посвящена византийской традиции в иконографии литургических тканей позднего средневековья. Последние десять лет основным научным интересом является эволюция литургических тканей и их иконографии в ранневизантийский период.

Первая лекция “Завесы престола Св. Софии Константинопольской: иконография, замысел, традиция” состоялась 20 мая и была посвящена богато и изыскано украшенным сюжетными изображениями завесам, которые располагались над престолом Св. Софии Константинопольской. Эти ткани, подробно описанные византийским поэтом Павлом Силенциарием ок. 563 г., не сохранились. Однако их образы, описанные в поэме, передают ценную информацию о смысловом центре всей алтарной декорации Св. Софии Константинопольской. Автор ответит на вопросы о том, каков был общий идейный замысел завесы, почему в одном произведении, находившемся в самой непосредственной близости к святому престолу, могли сочетаться столь разные темы: от «Передачи Закона» до благословения Юстиниана и Феодоры, от «чудес Христовых» до зданий, возведенных Юстинианом. И, главное, как все эти сюжеты соотносились с основной символикой самой завесы престола, означавшей Тело Христово, саму Плоть Христа или покров Тела Христа.

Вторая лекция  “Велум: реальный прототип и иконографический символ” состоится 24 мая и будет посвящена изображениям драпировок (велумам), которые являются неотъемлемой частью византийской иконографии. Велум (франц. veloum – ткань большого размера для накрывания помещения) – ткань, которая в иконографии условно обозначает внутреннее помещение, в котором происходит изображаемое событие. Часто велумы выглядят очень причудливо, будучи переброшены с одного на другое здание или архитектурную деталь. Могли ли иметь эти ткани реальный прототип? Почему именно изображение полотнища ткани как символа «внутреннего помещения» закрепилось в иконографии, несмотря на то, что из западного церковного искусства этот знак ушел очень рано и художники помещали события непосредственно в интерьер? Задуматься о происхождении велума заставляет и необыкновенная устойчивость этого символа в иконографии, существующей вплоть до наших дней.

Начало в 19.00.

Музей русской иконы
Москва, Гончарная ул., д. 3, стр. 1

Вход свободный.

URL

Научно-популярные статьи Ю.Г. Гридневой “Алтарные завесы в эволюции литургических тканей IV—XVI вв. (обиход и семантика)” и “Алтарные завесы в эволюции литургических тканей IV–XVI вв. (традиция, семантика, иконография)” в  Сборнике публичных лекций Эллино-византийского лектория при Свято-Пантелеимоновском храме (г. Харьков) «Византийская мозаика» (Выпуск 2. — Харьков: Майдан, 2014 и Выпуск 3. – Харьков: Майдан, 2015).

Advertisements

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s