«Чем больше мы её изучаем, тем меньше понимаем…»

ywjrT84VfT0

В первый день октября в зале греческого культурного центра (г. Одесса) состоялась лекция доктора философских наук Шевцова Сергея Павловича на тему «Византия в современных исследованиях».

Нужно заметить, что лектор, в первую очередь, специалист в области философии права и интересуется Византией, как государством, породившим развитую систему права, являющуюся предшественницей современных правовых систем.

Лекция оказалась очень разноплановой и широкой в плане затрагиваемых проблем. В ней нельзя было не зацепить историософских вопросов: Почему Византия была интересна в разные эпохи? Почему она интересна сейчас?» «Как это связано с другими общественно –политическими, интеллектуальными экономическими и религиозными процессами?…

omfURXlaX1s

Историософские вопросы тесно переплетались с историографическими. Сергей Павлович основательно рассмотрел общие тенденции и направления в историографии Византии XIX–XX и начала XXI веков. Интересен был акцент на явственное наличие различных национальных школ в восприятии Византии. Ученые разных стран воспринимают ее по-своему и ищут там что-то свое. Русские – православное государство, немцы – право и философию, французы стараются все обобщить, англичанин Норвич – историю через людей.

20151001_160836

Особое внимание лектор уделил истории Византийской философии, которая увы, разработана довольно плохо. Очень интересно было слушать от специалиста по модерной философии о применении методов философии модерна и особенно постмодерна в византиноведческих исследованиях. Чем было понятие «Ипостась» для Василия Великого? Это «имя значащее» или «описательное»? Разумеется, этот вопрос ставит только Кьеркегор, а развивается оно ещё позже, но история это же наше восприятие прошлого, это наш вариант осмысления, в наших категориях. Много говорилось о современных тенденциях в византинистике, которые не могут не радовать.

20151001_161033_HDR

Византийская история кажется непонятной, даже не потому что нас от них отделяют сотни лет. Нет, смущает её нелогичность, порой даже абсурдность событий византийской истории. Как можно миловать государственных преступников? Как можно забыть о рецепте стратегического оружия –греческого огня? Как? Эти феномены объяснимы, но часто объяснения не удовлетворяют пытливый ум исследователя. Одна из слушательниц лекции, перефразировав известный отрывок классика: «умом ромеев не понять» так описала своё отношение к проблеме. Умом не понять, но мы всё равно будем пробовать.

20151001_160842

Интересно, что подобные смутные и сложные сюжеты, которые очень нравятся историкам, философов повергает в грусть: «ничего не понятно». В этом тоже заключался шарм данной площадки: ученные разных специальностей, пусть даже из одного университета, так по-разному смотрят на одни и те же вещи. Очень хорошо, что есть такие площадки для обсуждения, где могут собраться люди разных факультетов специальностей и послушать о своей любимой теме.

Владислав Водько

Advertisements

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s