Лидов Алексей. Лики и маски Византии

image

Алексей Лидов: «…если в России византийское самосознание просыпается, то на Украине им и не пахнет, хотя Византия там повсюду, начиная с главного памятника Украины — собора Софии Киевской, с его великими мозаиками и византийской архитектурой. Одно из моих недавних интервью про Византию перевели на тамошнем историческом портале на украинский язык и опубликовали. Эффекта не было почти никакого. Потому что для них проблематика византийской идентичности практически не существует».

Завантажити статтю (.pdf)

Лидов Алексей. Лики и маски Византии*
(Редкие земли ( The Rear Earth Magazine). – 2015. – № 1 (4). – С. 190–201.)

Текст «Лики и маски Византии» надано для публікації на сайті автором.

Нагадуємо, що редакційна рада не завжди поділяє погляди і думки авторів опублікованих на сайті матеріалів, однак вважає за потрібне знайомити читачів із будь-якими роздумами про образи Візантії у сучасному світі, а надто тоді, коли у контексті цих роздумів згадують про Україну.

Advertisements

33 comments on “Лидов Алексей. Лики и маски Византии

  1. Іван Дивний коментує:

    Лідов – це голова!

  2. Согласно информации из источников, которые пожелали остаться неизвестными, весь этот пафос г-на Лидова весьма наигран, поскольку он не единожды говорил, что в России серьезная наука не нужна уже и он ищет выходы в Италии, чтобы поближе к библиотекам и учёным, которые серьезно занимаются византинистикой. То есть эта статья также – для внутреннего российского потребления, а вот напечатал ли бы он этот же текст без каких либо изменений на итальянском или на английском в каком-либо издании – большой вопрос.

    • Іван Дивний коментує:

      Не розумію, в чому гріх, коли російський вчений пише статтю “для внутреннего российского потребления”. І як можна обговорювати, тим більш засуджувати те, що він ПОКИ НЕ ОПУБЛІКУВАВ “на итальянском или на английском в каком-либо издании”? Патріотична конспірологія – точно не мій жанр.

      • Basileus коментує:

        а говорити про велич Росії і бажати при цьому виїхати до Італії, бо в Росії наука не потрібна, – це також не гріх, звичайно.

    • С опозданием обратил внимание на этот смешной комментарий. На всякий случай отвечаю, что никогда и нигде, я не говорил, что серьезная наука в России не нужна. Я выступаю с докладами и лекциями в самых разных странах, через две недели делаю доклад на Византийском семинаре в Оксфорде (милости просим). Очень люблю Италию, но надеюсь, что смогу и дальше жить Москве, которая моя историческая родина (я родился в ста метрах от Большого театра). Кстати, на пространстве бывшего СССР мой любимый город – Киев, так что я “ищу выходы” и туда – приглашайте!

  3. Соня Кагна коментує:

    Абсолютно прекрасний текст, якій теж є історичним документом російських реалій. Прекрасно окреслене спрощення та одноббіччя, на які страждають майже усі спроби сучасного усвідомлення Візантії. І абсолютно за тою ж вельми доречно та гідно розкритиковоної моделлю спрощення окреслюється сучасна Україна. Ось так робити не треба, і він дуже послідовно доводить чому не треба, але у наступному абзаці сам це робить за тим же самим зразком.

  4. Mykhaylo Losytskyy коментує:

    Щодо України автор не зовсім правий, як на мене. Якщо Візантія, дійсно, не дуже цікава широкому загалу, то про Київську Русь такого сказати зовсім не можна — києворуський спадок якраз активно пропагується як коріння українців.

    • Basileus коментує:

      Як Ви м”яко – “не зовсім правий”. Примітивне спрощення, штампи, свідоме чи несвідоме перекручення реальності, зарозумілий менторський тон – це явно більше, ніж “не зовсім правий” щодо України.

  5. Дорогие коллеги,
    с интересом прочитал первые комментарии, хотя мои познания в украинском почти никакие. Может перейдем на английский, если по-русски у вас нельзя или не модно? Иначе получается междусобойчик (простите за менторский тон). Хочу пояснить природу текста. В основе – это мое подробное интервью, превращенное редактором в статью. Введение – очевидно не мое (даже стилистически), добавлено редакцией без согласования для просвещение тех, кто совсем ничего не знает.
    Хотелось бы серьезного разговора профессионалов, не “фейсбучной” ругани. Поэтому просьба к Василевсу, пожалуйста, приведите примеры “примитивных упрощений, штампов, искажения реальности”. Восприятие тона как менторского – вещь сугубо личная и вкусовая и пояснений не требует. Ну что тут поделаешь.
    И главное, я надеюсь, вы все понимаете, что мое желание опубликовать статью на вашем сайте – это жест дружбы и уважения, а так же приглашение к общему разговору. И одновременно попытка осмыслить происходящую трагедию, в которую нас вовлекли негодяи-политики со всех сторон, некоторые из них продолжают манипуляции с “византийским мифом”.

    • Basileus коментує:

      Здравствуйте, Алексей. Штампы и примитивные упрощения относятся к Вашим утверждениям об Украине. “Националистическая пропаганда”, “жертвы этой пропаганды”, читающееся между строк утверждение, что украинцы – это те же русские, которых обманули, и обманом заставили считать, что они – не русские. Местечковое государство, “актуальная гражданская война”… Вряд ли органузованную и курируемую из России войну на востоке Украины возможно назвать гражданской, а так получается что малюсенький кусочек государства может воевать против всей остальной громадины. Вот Вы бы поверили, если бы, к примеру, Калининградская область начала воевать с остальной РФ и умудрялась год противостоять всем ВС РФ, что они это делают на внутренних ресурсах, без внешней организации, поставок оружия, боеприпасов и живой силы?

      Приведу цитату коллеги Николая Мельника из обсуждения статьи в другом месте: “после выражения @И мы прекрасно знаем, что на Украине на протяжении нескольких десятилетий осуществлялась серьезная националистическая программа, пресловутая политика украинизации, кровавые плоды которой мы пожинаем сегодня@ дальше можно не читать” и еще он комментирует это утверждение: “Вы знаете, если бы не было революции, Россия должна была получить по всем договорам Константинополь и проливы”, замечая: “Вот это то, что Российской империи постоянно нужно было от Византии. До РАИК, во времена РАИК и после нее”. То есть после слов об Украине с автором дальше говорить не имеет смысла, сказал мой коллега.

      Выше же Соня Кагна прекрасно заметила, что Вы показали, как однобоко в мире воспринимали Византию, что так делать нельзя. а потом – сделали то же самое, что критиковали только что по отношению к Византии, но уже по отношению к Украине. Я Вам посоветую посмотреть небольшые размышления по этой ссылке, они полезны http://petrimazepa.com/ua/itsalive.html

      Какой-либо смысл говорить с украинцами о том, чтобы они “воспряли к византийскому наследию” возможен только в том случае, если украинцев будут уважать как отдельную самостоятельную суверенную нацию, а не как испорченных русских и второстепенный придаток. Месседж, идущий от России сейчас такой: – Вас нет, Вы – это мы, станьте нами, и будет Вам счастье. Глядя на 88% заПутина, победобесие, православное мракобесие, неприкрытое издевательство над Украиной и украинцами на российском ТВ становиться Вами нет никакого желания. Наоборот хочется посильнее отмежеваться.

      А в целом интерес в Украине к Византии существенно возрос за последние лет десять. Вплоть до того, что стали появляться прямые отождестлвения Украины с Византией на популярных интернет-ресурсах – вот пример: 12 советов, который моб бы дать современной Украине последний император Византии для успешного противостояния могущественному врагу: https://ukr.media/science/218754/

    • Соня Кагна коментує:

      Уважаемый доктор Лидов,
      Каждая эпоха интерпретирует историю в соответствии со своими социальными запросами. И историки тут не исключение, а скорее – передовой отряд. Это естественно, поскольку мы задаем прошедшим эпохам интересующие нас вопросы. Другое дело, что задача историка, который руководствуется принципами научной этики, поставить вопрос корректно и корректно же интерпретировать ответ. Вы пытаетесь это сделать в отношении России и ее культуры, но совершенно отказываете в таком корректном отношении Украине, упрощая ее до агитки российских масс медиа и игнорируя невероятное разнообразие и многогранность ее культур и традиций. Украина, безусловно, найдет свою Византию, отличную от “Второго Рима” Византии российской. Такие попытки были еще до Кирилло-Мефодиевского Общества и активно продолжаются сейчас. Это, скорее всего, будет Византия не столько имперская, сколько просветительская, торгово-предпринимательская, мультирелигиозная и мультикультурная, Византия Кирилла и Мефодия, зодчих и иконописцев, путешественников, авантюристов и торговцев, христианских святых-основателей Лавры и алфавита, евреев с межнациональными связями и бурным обменом религиозными посланиями, мусульман как завоевателей, так и просветителей. Византийское наследие невероятно интересно, разнообразно и, мягко говоря, далеко не вычерпано. Оно включает в себя и то, что объединяет Украину и Россию, и то, что их культурно отличает. Плодотворный диалог украинских и российских византинистов возможен в первую очередь, если стороны попытаются увидеть друг друга во всем том многообразии и неоднозначности, которое мы отстаиваем для видения Византии.

      • Согласен, коллега. Для меня византийское наследие – это особый способ мировосприятия и духовно-художественные ценности. Я не раз говорил, что империя – это самое неинтересное, что было в византийской традиции, поскольку почти все институты были унаследованы от Рима. Если Вы обратили внимание, я в своем тексте подчеркиваю бессмысленность и вредоносность политического использования византийской имперской идеи

  6. Андрей Окара: “…несмотря на то, что власть часто прикрывается имперской риторикой и имперской образностью, ничего имперского за последний год я в России не вижу, потому что имперскость предполагает универсализм. А то, что генерирует власть, включая концепт “Русского мира”, больше похоже на шовинизм”.

    http://glavred.info/politika/rossiyskiy-politolog-andrey-okara-putin-zalozhnik-situacii-kotoruyu-sozdal-sam-297548.html

  7. Basileus коментує:

    А вот о чем я сейчас подумал. Ведь на русском эта книга

    Шевченко Ігор. Україна між Сходом і Заходом. Нариси з історії культури до початку 18 століття / авторизований перекл. Марія Габлевич, наук. ред. Андрій Ясіновський, вид. 2-е, випр. і доповн. – Львів: Видавництво Українського Католицького Універстету, 2014. – xxiii + 288 с., 5 карт.

    https://byzantina.wordpress.com/2014/03/26/sevcenko-2/

    так и не издана.

    А ведь Игорь Шевченко был одним из гениальных византинистов ХХ века и благодаря этой книге он существенно повлиял на украинский взгляд на Визатию. Тем более, что первое издание размещено в интернете в свободном доступе.

    https://byzantina.wordpress.com/2011/02/14/sevcenko/

    А вот в России эта книга, видимо, известна весьма ограниченному кругу интеллектуалов. Которые читали ее, скорее всего, на английском. Замечу, что поляки на польском ее издали – им это было интересно и нужно. А в России, видимо, это не интересно и не нужно.

    • Вы правы, в России об этой книге мало кто знает. Если будет русский перевод, найдем издателя. Мы были хорошо знакомы и, можно сказать, дружили с Игорем Ивановичем, так что для меня это будет и долг памяти – посодействовать этому изданию.

  8. Спасибо, Василевс, что отделили мое краткое высказывание по Украине от основного текста. Кстати, я предлагал вашему сайту это высказывание сократить как несущественное в контексте основной идеи и появившееся в результате вопросов редактора, хотевшего получить нечто “актуально-жаренное”. Однако теперь вижу, что оставили правильно. Может больше коллег благодаря этому прочтут основной текст.
    Хотел бы для информации и правильной оценки сообщить, что я участвовал в главных антивоенных митингах в Москве и фотографии с них выкладывал в своем ФБ. Кто знает российские реалии, поймет, что это гражданский поступок, требующий некого мужества. То есть я принадлежу к тем самым 15 процентам, которые одни называют “национал предатели”, а другие “истинными патриотами” России. Процент этот существенно больше в больших городах и среди образованного класса. И вообще для многомиллионной России в условиях массированной пропаганды, это не мало и дает надежду на будущее! Кроме того, огромное количество людей, даже поддерживающих Путина, воспринимают происходящее на юге-востоке и в русско-украинских отношениях как личную трагедию.
    Теперь к сути высказывания и так называемым штампам. Вы хотите сказать, что политики украинизации не было и это всего лишь пропагандистское клише? Обращусь к своему личному опыту. Полтора года назад мне пришлось в Киеве покупать лекарства и я обнаружил, что инструкции только на украинском – в Киеве, где около 20 процентов, и в основном старшее поколение, не владеют этим языком. По моему опыту в южных штатах США все такого рода документы существуют на английском и испанском. Не знаю, как Вам, но на мой взгляд, это позор. Так же как системные попытки представить трагедию Голодомора (в нем погибли и мои родственники на юге России) как геноцид украинского народа русскими с выработкой соответствующих национальных рефлексов. Или это тоже “упрощение”? Мы можем долго обсуждать, почему русский не может стать вторым государственным языком в стране, где половина населения считают его родным. Как в Канаде или Бельгии, Белоруссии или Казахстане. Кстати, в последних странах никакого “обруссения” и денационализации не наблюдается. Таким образом, речь идет, на мой взгляд, о последовательной националистической идеологии, которая стала одной из причин актуальной гражданской войны, наряду с действиями российских боевиков, существование которых всем очевидно. И это объясняет, почему около миллиона граждан Украины побежало на территорию “страны-агрессора”, где сейчас около пяти миллионов украинцев. Не видел пока не одного случая унижения этих людей по национальному
    признаку, всех пропагандистских нападках на “фашистское руководство”. Поэтому термин “шовинизм” не кажется очень точным. Есть попытки восстановления имперского сознания, “усеченного и искаженного”, как я и написал в своем тексте. Но об этом в другой раз…

    • Mykhaylo Losytskyy коментує:

      А Вам не кажется странным, что люди, способные без доктора сами разобраться с лекарством (иначе для чего им описание), не способны выучить язык, живя здесь всю свою долгую жизнь? Насчет Казахстана не скажу, но в Белоруси сейчас состояние белорусского языка такое, какого я не пожелаю ни украинскому, ни любому другому у себя на родине. Бельгия и Канада были двуязычными изначально, а у нас русскоязычное население — преимущественно дети или внуки украиноязычних родителей или дедушек-бабушек, или русские, приехавшие относительно недавно (по переписи 2001-го года, половина этнических русских родилась не на территории Украины). Далее насчет Голодомора. То, что тему раскрутили, более чем правильно, забывать это нельзя. Власти действительно часто используют слово “геноцид”, но ни разу не обвиняли в нем русский народ — виноват советский режим (который собственно и был виноват). Ну а если РФ, вместо того, чтобы сказать — да, дорогие украинцы, вы очень пострадали от советского режима, но и русский народ от него пострадал не меньше, и раскрутить у себя тему геноцида русского народа (и других народов РФ) от коммунистической власти, вместо этого с советским режимом себя все больше ассоциирует, то что может сделать Украина?

      • Вы хотите сказать, что сто лет назад большинство населения в Киеве, Харькове или Одессе говорило не по-русски, а по-украински? Для меня это большая новость. Наверное, найдены какие-то неизвестные ранее документы. Голодомор – трагедия всех народов, оказавшихся под властью жестокого диктатора (грузина по национальности) и преступного режима (часть элиты которого была этнически украинской). И в новой России этого никто не отрицал. Однако я внимательно следил за высказываниями Ющенко и обслуживающей его команды историков, которые сознательно сделали из общей трагедии националистический миф об украинском народе, замученном русскими палачами. Даже если это прямо не говорилось, контекстуально все было понятно. При этом и я, и все, кого знаю, прекрасно осознавали, что Украина понесла самые большие потери от сталинских преступлений начала тридцатых годов. Здесь, кстати, интересное продолжение разговора о “византийском мифе” и способах манипуляции с ним. К великому сожалению, мы вновь вступили в холодную войну тенденциозных мифологий, когда многие историки из объективных аналитиков, становится пропагандистами и своего рода мобилизованными политработниками, подчиняющихся либо внешней, либо внутренней цензуре. Надеюсь дожить до лучших времен.
        Аргумент “пусть учат язык” не побиваем в своем гуманистическом пафосе, особенно в применении к простым людям старшего поколения, живущим у себе на родине и говорящим на родном языке

      • Mykhaylo Losytskyy коментує:

        Сто лет назад население Киева, Харькова и Одессы не было таким большим (это мягко говоря) на фоне населения всей Украины. Это раз. И два. В начале 19-го века Киев был в основном украиноязычным при польскоязычном меньшинстве. За сто лет политика России дала плоды, и в начале 20-го века русскоговорящих киевлян было много. Но Киев во много раз вырос с тех пор, в основном за счет населения окреснтых (и не только окрестных) сел, которое, переехав в город, русифицировались.

    • Basileus коментує:

      Ни разу не встречал утверждения, что Голодомор – это дело рук русских против украинцев. Даже упротые националисты иногда обвиняют коммуняк (и тут кто бы спорил), которые, по их мнению, были массово “жидами” (тут, понятное дело, что собственная национальность для коммуниста дело третьестепенное, и кем бы они там ни были – русскими, украинцами, евреями, грузинами – не важно, они действовали, исходя из того, что были коммунистами). Обвиняли Сталина и преступный коммунистический режим, и поскольку речь шла об Украине, то и говорили о геноциде украинского народа. Имея в виду всех, кто проживал в сельской местности УССР – украинских крестьян, которые в большинстве своем были украинцами этнически, но не только. Странно было бы, если бы президент Украины начал заниматься вопросом изучения геноцида казахов в Казахстане. Там свой президент есть. В Казахстане и в России могли сделать то же самое – но не сделали. Не знаю, что там в Казахстане, но в России же на официальном уровне обвинить Сталина и коммунистов, видимо, невозможно. Потому что в массовом сознании Россия – это тот же СССР, никакого разрыва с советским прошлым, а тем более его прямого осуждения на публичном уровне не произошло в России. Поэтому любая критика СССР воспринимается Россией в свой адрес. Но это же не проблема Украины, это проблема России. В Украине разрыв с советским прошлым существенно более глубок, чем в России, хотя, к сожалению, все еще недостаточен.

      Так что не было мифа “об украинском народе, замученном русскими палачами” – так это подавали российские СМИ. Я много раз видел как переводят выступления украинских политиков на росТВ – Ющенко, например, говорит одно, а перевод отличается, и иногда – существенно, вплоть до полного искажения смысла. В этом, кстати, важное отличие – Украина понимает русский язык без перевода, а Россия украинский не понимает и зависит от недобросовестных переводчиков-интерпретаторов.

      И я бы обратил внимание еще и на то, что подавляющее большинство историков в Украине всегда откровенно плевать хотели на то, что там говорил по поводу истории Ющенко, или Янукович, или еще кто-либо. Это в России последнее выступление Путина – прямая директива к действию, в Украине совершенно не так. Степень плюрализма по сравнению с Россией была и остается существенно более высокой, даже учитывая нынешнюю ситуацию. Или даже наоборот – в особенности в нынешней ситуации.

      • Вы хотите себя или меня убедить в том, что никакой программы “украинизации” не было и нет? И еще раз объявить это российским пропагандистским клише? Позвольте вам не поверить. За последние 15 лет я много раз был в/на Украине и многое видел своими глазами. Общался и с историками, работающими на эту программу. Знаю мнение моих добрых знакомых, к примеру Алексея Миллера или Станислава Белковского, прекрасно понимающих украинский язык и владеющих всей информацией. В среде российских историков картина значительно более пестрая, чем вы это представляете, хотя попытки введения “краткого курса” имеют место. Но вопрос не в том, кто лучше и свободней, а в страшной опасности национализма, как русского, так и украинского. На мой взгляд, это – чума, метастазы которой в актуальной братоубийственной войне. Именно об этом я и сказал в своем тексте. Виноват в том, что надо было бы подробней раскрыть тему или вообще ее не трогать.

    • Basileus коментує:

      Читал об одном http://petrimazepa.com/greenlight/hnr.html , а нашел там по ссылке вот такой комментарий. Про язык. Как житель области, получивший образование и в итоге работающий в Харькове, подтверждаю. И того мужика прослезившегося прекрасно понимаю.

      Итак, комментарий:
      “Харьков украинский город. За чертой города русский язык заканчивается, начинается укранский. А кое где и в черте города. Тут говорят по-русски потому что тут был центр высшего образования при совке. И во всех ВУЗах учили ПО-РУССКИ. А на тех кто говорил по украински показывали пальцем и говорили “селюк”, “ракло”. Моя мать из Волчанска, это райцентр Ха. области, до Рос. границы там 14 км. Говорят все по-украински. Она закончила укр. школу в 60-е годы. Но когда приехала в Ха. о казалось что вступительные экзамены в ВУЗ надо сдавать ТОЛЬКО на русском языке и на русском же потом там учиться. Если кто понимает разницу между физикой и математикой на рус. и укр. он поймет как это было непросто. Но ниче, выучилась на рус., и диссертацию защитила. Это только у кацапов русскоязычная челюсть, не воспринимающая украинский. А каждый украинец может говорить по-русски. Так что то, что в ГОРОДЕ Харькове говорят по-русски это всего лишь последствия колонизации. ОБЛАСТЬ Харьковская говорит по-украински
      Давеча кста вдруг заговорил по укр. с человеком, с которым у меня бизнес. Человек аж прослезился. Сказал что переехав в Ха. из области пришлось забыть родной язык
      Отака хня малята.
      А школе КГБ где Путина учили, об этом не знали
      Вот в этом и вся причина войны”.

  9. о необходимости сотрудничества коментує:

    http://vlada.io/vlada_blog/pragmaticheskaya-rusofobiya/

    • А зачем эта декларация зоологической ненависти? По-моему, этот текст создан специально для путинской пропаганды и подталкивания к большой войне. Автор имеет шанс получить медаль “За заслуги”. Я просто вижу восторг на лицах некоторых силовиков: “Вот, мы же всегда говорили, что надо напалмом, а вы – братья-братья”. Человек, приславший ссылку, кажется совсем этого не понимает. Печально!

  10. Basileus коментує:

    Cайт позволяет отслеживать источники переходов на страницы, и вот комментарий пользователя Cirkassi с форума Последний капитул (http://capitulum.ru/index.php/topic,3214.msg30695/topicseen.html?PHPSESSID=qfk63khlta10cbaaqgihi96ea6) :

    Я уже ранее писал о двух вещах 1) о взаимосвязи современной политики с вопросом Руси и 2) о попытках в современной российской историографии поиска новых объяснений развития России вне Руси. Причина понятна: в любом случае, при любом раскладе, для объяснения происхождения России невозможно уйти от вопроса о Киеве. При любых ответах Киев оказывается украинским, а Россия периферией… Были попытки искать эти истоки в Новгороде, но и это не менее иллюзорный путь (поскольку невозможно обойти вопрос о республиканизме, что вообще не характерно для России, и вопрос о резне 1471 года).
    И вот теперь видны новые попытки найти объяснение происхождения России. Собственно идея старая – «Москва – третий Рим». Сущность ответов проста: Россия как бы может и имеет отношение к Руси, но на самом деле она связана исключительно с Византией, и ее настоящим предтечей является именно Византия, а не какая-то там Русь.
    Пример №1. Диссертация Лащёновой Е.А. Роль византийского наследия в идейном обосновании внешней политики России (2014): http://diss.seluk.ru/di-politologiya/726-1-laschenova-eva-amanovna-rol-vizantiyskogo-naslediya-ideynom-obosnovanii-vneshney-politiki-rossii-specialnost-230004-politicheskie.php
    Пример №2. Публикация известного специалиста А. Лидова «Лики и маски Византии» (2015) (ее можно скачать здесь: https://byzantina.wordpress.com/2015/06/15/lidov-5/ ). Безусловно, тут все красиво сказано (профессионализм на лицо). Но на самом деле – чисто черносотенная позиция.

  11. Комментарий меня огорчил. И не смехотворным обвинением в “черносотенной позиции”. Мало кто среди российских гуманитариев, особенно в православной среде, так последовательно и жестко критикует “черносотенные” взгляды. Это больше похоже на попытку оскорбления, чтобы в ответ получить “укро-фашисты” или “бандеровцы” и на этом закончить созидательное обсуждение. Кстати, все эти группы реально существуют и очень нуждаются друг в друге, так сказать подпитываются энергией взаимной ненависти на национальной почве.
    К сожалению, автор совсем не знает российских реалий. Византийская тема не популярна среди националистов, которые не понимают как с ней работать и довольно остро ощущают иноприродность этой традиции. Напротив, тема Руси в целом, и Киевской Руси в частности, вполне востребована в контексте пропагандистского топоса о путинской России как собирательнице русских земель. Киев в этой модели никогда не оказывается украинским, вопреки суждению автора комментария, а всегда “матерью городов русских”, временно захваченной врагами России.
    И теперь ГЛАВНОЕ: на мой взгляд, именно осознание своей византийской духовно-культурной идентичности может стать той основой, на которой возродятся в будущем российско-украинские отношения, без груза царской или советской империй, комплексов больших и малых народов, с ощущением духовного родства, независимости и своеобразия русского, украинского и иных наций византийского мира.
    Мне бы очень хотелось, чтобы именно сейчас, в ситуации почти военного противостояния, читатели вашего сайта услышали эту позицию. Собственно ради этого я и продолжаю дискуссию…

    • Basileus коментує:

      Скажите, а этот автор и его тексты Вам знакомы?

      Украина в поисках имперской перспективы (Андрей Окара, 2000)
      https://byzantina.wordpress.com/2015/01/18/okara-4/

      Андрей Окара. В ОКРЕСТНОСТЯХ НОВОГО КОНСТАНТИНОПОЛЯ, или восточнохристианская цивилизация перед лицом новейшего мирового хаосо-порядка
      https://byzantina.wordpress.com/2012/10/17/okara-2/

      • Спасибо, коллега. Не читал. Любопытно. Нестандартный ум. Действительно, есть пересечения с некоторыми моими мыслями. Однако мне показалось, что г-н Окара несколько абсолютизирует идею империи, которая, по большому счету, себя изжила и порождает только уродливые имитации, как впрочем и идея традиционного национального государства. Где обитает автор? Хотелось бы пригласить его в Москву для более подробного разговора. Вообще, в ходе нашей дискуссии у меня созревает мысль о необходимости международной конференции на тему “византийского мифа”!?

    • Basileus коментує:

      Андрей Окара живет в Москве, известный политолог. В украинской Википедии о нем статья есть, а в русской нет.

      https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D1%96%D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

      Ну вот есть такая справка: http://viperson.ru/people/okara-andrey-nikolaevich

      Его видение ситуации из Москвы – редкий случай для России. Его хочется слушать и понимать, подавляющее же большинство других российских политологов, экспертов, журналистов, надеюсь, ждет не только загробное пекло, но и лишение работы и реальные тюремные сроки при жизни. Ответственность российских СМИ за происходящее настолько высока, что ее сложно преувеличить.

      • Адские мучения – это слишком ). Они – “люди как люди” (помните у Булгакова), работают по принципу: “кто платит, тот и заказывает музыку”. Гораздо важнее, что есть много исключений и по настоящему порядочные, а в современных условиях значит и мужественные, люди

    • Basileus коментує:

      PS. О конференции мысль хорошая, но нужна база и приемлемое место.

  12. Донна коментує:

    Коллеги, Алексей Михайлович абсолютно верно
    подметил отсутствие “византийской/поствизантийской” идентичности В Украине
    У нас веками формировалась иная – обретение Земли Обетованной (И. Франко “Моисей”) на библейском архетипе – независимой Украины – протестная идентичность. В украинской литературе 19 в. доминируют мотивы выхода из “египетского/вавилонского пленения” Российской империи. Так что мы давно ментально Другие, просто россияне отказываются это понимать. Хотя уже черноризец Нестор, этот великий творец общерусской идентичности на конфессиональной основе, сетовал по поводу нашей “разности” ( напр. полян и вятичей).
    Что и подтвердил впоследствии Андрей Боголюбский, разоривший нашу Софию, экзистенциально ( а не формально) бесконечно чужую для него. Кстати в Софии – с конца 17 в. доминирует стиль “украинское барокко”, который существовал не до классицизма, как полагают, а рядом. Он настолько ярко репрезентировал украинскую идентичность, что был запрещен специальным указом Павла І, после которого “барочный” западный фронтон Софии срочно заменили на нынешний – дугообразный.
    Государственный генезис Московии сложился по-иному – у нас были разные пути. Наши языки близкие, но не настолько, чтобы Вы понимали украинский. Да, язык – маркер идентичности, но не настолько, чтобы объединять Испанию и Мексику в одно ментальное пространство по этому критерию.
    Была тут и Речь Посполитая, и Киев был “шляхетным” (польскоговорящим) городом, чего туда торжественно въехал Богдан Хмельницкий после победы под Желтыми Водами в 1648 г., хотя его столица была в Чигирине .Носителями “русского мира” Булгакова в Киеве (откуда, вероятно и черпается информация про Киев 19 в.) были российские офицеры, имперцы.
    У нас нет проблемы языка, это – пропагандистский российский миф. Мы, в том числе и этнические русские и русскоговорящие, свободно владеем украинским в любом возрасте (неужели наши лингвистические способности оценивают так низко?). Мы, в первую очередь, – политическая нация – украинцы.
    Национализм – это не ненависть к чужому народу, а любовь к своему. Национальные государства (Гермния, Франция…) процветают, а империи или их осколки сотрясаются от катаклизмов (Ольстер, баски, курды, Кавказ…)
    Все мы, здесь собравшиеся, любим и ценим Византию, и готовы сотрудничать с Алексеем Михайловичем Лидовым – известным византологом. Темы идентичности и “византийский миф”, для меня, например, интересны и близки.
    Но “принуждения к дружбе и совместной жизни” – это уже фарс. Сначала поймите нас, российские интеллектуалы, насколько выстрадана наша свобода, насколько неприемлема для нас Путинская Россия и любая, ориентированная на великодержавный шовинизм. Да, мы братья, но теперь как Каин и Авель, и это наша кровь сейчас “вопиет к Богу”.
    Что с этим делать – не знаю. Может быть внуки решат.
    Но мы ценим наших искренних друзей и бесконечно благодарны за любую поддержку.
    P.S. Андрей Окара – москвич.

    • Спасибо, Донна. Звучит как символ веры, причем от лица общины )). Совершенно понимаю ваши аргументы. И очень надеюсь, что ваши внуки также смогут говорить, что оба языка, русский и украинский, являются для них родными. К дружбе принудить трудно, а жить вместе, к счастью или сожалению, мы обречены. В актуальной кровавой каше очень трудно осознать, что она закончится и, возможно, раньше чем нам теперь кажется. По словам известной притчи: “И это пройдет, мой сын!”. И у нас есть ответственность перед будущим, за наших детей и внуков. Здесь, на мой взгляд, огромную роль может сыграть российская и украинская интеллигенция, отказавшись, вопреки понятному искушению, бежать впереди беснующейся, накрученной пропагандой толпы и пытаясь установить мосты, даже под звучащие обвинения в предательстве национальных интересов. И в этой ситуации тема “византийской идентичности” становится ключевой. Я тоже Вам искренне признателен за готовность к открытому и дружескому разговору, несмотря на разное восприятие некоторых явлений, а также за непростое понимание, что российская власть и российская интеллигенция – это не одно и тоже (так, кстати, было всегда).

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s