Седьмая открытая лекция цикла «Византийский таксис» «Ограниченное всевластие василевса: была ли Византийская империя тоталитарным государством?» (8.01.2015, Харьков)

poster
8 января 2015 г. (четверг) в 18.30 в клубе «Инди» (ул. Чернышевского, 4/6, вход со двора) состоится Седьмая открытая лекция цикла «Византийский таксис» «Ограниченное всевластие василевса: была ли Византийская империя тоталитарным государством?» доцента кафедры истории древнего мира и средних веков Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина А. Н. Домановского.

Лекцію влаштовує
Вільний університет Майдан Моніторинг

ОПРОС

Была ли Византия тоталитарным государством?

Приблизительно за десять дней до Московского путча августа 1991 г., в то время как в городе проводился последний по времени международный византийский конгресс, небольшая группа византинистов была приглашена в Кремль на беседу с тогдашним вице-президентом Союза Советских Социалистических республик, Геннадием Ивановичем Янаевым. Два момента остались в моей памяти от этой встречи: заявление г. Янаева о своем тесном сотрудничестве и преданности президенту М. С. Горбачеву и его вопрос «Был ли тоталитаризм в Византии?». Как официальный представитель группы, я ответил в том смысле, что, как и все централизованные государства с единой идеологией, Византия тяготела к тоталитаризму, но, учитывая несовершенства времени, не обладала техническими средствами для воплощения этого стремления в реальность.

Игорь Шевченко. Was there totalitarianism in Byzantium?

Византия оставила нам уникальный опыт европейского тоталитаризма. Для меня Византия не столько колыбель Православия или хранительница сокровищ античной Эллады, сколько тысячелетняя лаборатория тоталитарного опыта, без осмысления которого мы, видимо, не в состоянии представить себе наше собственное место в историческом процессе.

Александр Каждан. Трудный путь в Византию

…может быть, византинисты были единственной категорией населения, которая в этих условиях получала некоторые интеллектуальные преимущества: ведь они жили в обществе, отдаленно напоминавшем объект их научных изысканий.

Сергей Иванов. Византиноведение и власть в СССР (1928-1948)

…я начал все более отчетливо ощущать нарастающую неприязнь к предмету моих штудий. Византийские порядки слишком напоминали мне советскую сталинскую действительность.

Арон Гуревич. История историка

Чем плотнее я изучал византийскую историю, тем сильнее подозревал, что изучаю нечто уже мне знакомое: нечто в другом месте и в другое время, с иными названиями и другим языком, это была та же история, которую я уже пережил и переживал в своей собственной стране.

…изучение истории Византии постепенно стало вызывать у меня чувство внутреннего протеста. Модели поведения, столь типичные для определенных периодов истории России, очевидно, возникли не только в ответ на одно лишь татарское иго: вместе с верой и культурой они были унаследованы из Византии.

Арон Гуревич. Why am I not a byzantinist?

…Русь получила – приняла – из рук Византии все: не только христианскую литургию, но, и это главное, христианско-турецкую (и постепенно все более турецкую, ибо более неуязвимую, более военно-идеологическую) систему государственности. …чем покойный Суслов или кто там теперь занимает его место – не Великий муфтий? Чем генсек не падишах или, лучше того, император? И кто, в конце концов, назначает Патриарха, как, впрочем, и Великого визиря, и муфтия, и халифа? И чем политбюро – не Великий Диван? И не один ли шаг – шах – от дивана до оттоманки?

Иосиф Бродский. Путешествие в Стамбул (англоязычный вариант: Flight from Byzantium)

Кристаллизовавшийся в Византии государственный и общественный строй опирался не только на насилие – он был рассчитан на фанатичную преданность подданных имперской идее. Византия считалась законной наследницей Римской империи, прошедшей путь от демократии к самодержавной власти императора (автократора-«самодержца»). Римская традиция была дополнена идеями эллинистической монархии, наложились на нее и некоторые черты восточной деспотии, не знавшей ценности отдельной человеческой личности. В чрезмерно централизованной государственности Византии можно обнаружить признаки азиатского способа производства, описанного Марксом. Все это в совокупности породило чрезвычайно устойчивый общественный строй с мощным бюрократическим иерархически структурированным слоем, единообразной идеологией и большим внутренним консерватизмом. Систему власти, в которой главным эксплуататором было государство, венчала общегосударственная христианская доктрина, объявленная абсолютно непогрешимой.

Геннадий Литаврин. Византия после Византии

…в империи ромеев не было столь развитой контрольной и репрессивной ветви государственного аппарата, которая могла бы оправдать использование термина “тоталитарный” (особенно в псевдонаучных популярных работах) для характеристики Византии. И все-таки есть прецеденты объявления византийского общества “тоталитарным” и со стороны известных медиевистов.

Александр Козлов. Европейский миф о Византии и вопрос о византийско-российском континуитете

…актуализация вопроса о византийском наследии в России в последнее время резко обостряется искусственно воссоздаваемой проблемой преемственности в тоталитарном характере двух держав – хотя представить себе тоталитаризм (систему всеобщего государственного контроля, сопровождаемого подавлением человеческой индивидуальности) при примитивных технических и социальных средствах Средневековья затруднительно.

Александр Козлов. Еще раз о византийско-российском континуитете: социальный аспект проблемы

Постер (.pdf)

Лекцію влаштовує
Вільний університет Майдан Моніторинг

ОПРОС

basileus_76

Была ли Византия тоталитарным государством?

Цикл лекцій «Візантійський таксис»

Шестая открытая лекция цикла «Византийский таксис» «Суть бо Греци льстиви и до сего дни… Геополитическая доктрина и стратегия Византийской империи» (23.10.2014, Харьков)

Пятая открытая лекция цикла «Византийский таксис» «Православная этика и дух византинизма: экономика Византийской цивилизации» (12.12.2013, Харьков)

Четвертая открытая лекция цикла «Византийский таксис» «Византия ХIII-XV вв.: обитаемый Остров – Град обреченный» (26.12.2012, Харьков)

Третья открытая лекция цикла «Византийский таксис» «Византия ІX-ХII вв. Македонский ренессанс и загадка Комнинов» (5.11.2012, Харьков)

Вторая открытая лекция цикла «Византийский таксис» «Византия VII-IX столетий: Пере(вос)создание эпохи “темных веков”» (29.10.2012, Харьков)

Первая открытая лекция цикла «Византийский таксис» «Византия IV-VI вв. Imperium Christianum: становление» (22.10.2012, Харьков)

Девятнадцатая публичная лекция Эллино-византийского лектория при Свято-Пантелеимоновском храме «”Майдан” по-византийски: борьба цирковых партий и “Ника!” столичного ипподрома» (13.11.2014)

Перша публічна лекція візантиністичного сектору «Візантійська мозаїка» «Міт Візантії. Візантійська цивілізація в історії, історіографії та суспільних репрезентаціях» (Харків, 29.11.2012)

«Візантія після Візантії» (відкрита лекція А. Домановського; Харків, 15.12.2011)

Три наголоси у сприйнятті Візантії

Андрій Домановський. Візантійські ОбрАзИ {скетч-доповідь у трьох наголосах, з епіграфом, передмовою, висновками і мораллю}

Фрагмент вступної лекції до курсу «Візантійська цивілізація» (відео)

Advertisements

18 comments on “Седьмая открытая лекция цикла «Византийский таксис» «Ограниченное всевластие василевса: была ли Византийская империя тоталитарным государством?» (8.01.2015, Харьков)

  1. […] 8 січня в незалежному культурному центрі «Indie» пройшла відкрита лекція доцента ХНУ імені В.Н. Каразіна Андрія Домановського під назвою «Візантійський таксис». […]

  2. […] 8 січня в незалежному культурному центрі «Indie» пройшла відкрита лекція доцента ХНУ імені В.Н. Каразіна Андрія Домановського під назвою «Візантійський таксис». […]

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s