Роменский А. А. Святитель Николай Мирликийский и некоторые конструкции «киеворусской» культуры

Рецензия на книгу:

vereshagina

Верещагина Н. В. Николай Мирликийский – духовный патрон новообращенного Киева. – Одесса, 2012. – 224 с.

Святой Николай Мирликийский, безусловно, является одним из наиболее выдающихся иерархов Церкви, чьи прижизненные и посмертные чудотворения высоко чтятся во всем христианском мире. Одного этого обстоятельства достаточно для того, чтобы обратить пристальное внимание на книгу Н. В. Верещагиной, впервые в историографии посвященной древнекиевским истокам почитания великого Чудотворца. Решимся утверждать, что рецензируемая монография примечательна и методологически, поскольку обнажает некоторые источниковедческие приемы, все чаще находящие применение в современных исследованиях по медиевистике.

Монография Н. В. Верещагиной – это не портрет Св. Николая на фоне эпохи, не только агиографические, искусствоведческие или литературоведческие разыскания (все эти аспекты в разной мере освещаются автором), но и исследование «ландшафта киеворусской культуры», о чем автор свидетельствует уже в предисловии (с. 3). Речь идет и о «сакральной точке отсчета» истории культуры Руси – крещении и браке киевского князя Владимира Святославича с порфирородной Анной, сестрой византийских василевсов Василия II и Константина VIII, а полученные выводы подчас расходятся с общепринятыми, что еще более усиливает внимание и к труду исследовательницы, и к ее источниковедческому инструментарию. Книга снабжена необходимой библиографией, в которой, однако, нет нескольких важных работ – статьи А. М. Лидова о культе Св. Николая на Руси, А. С. Щавелева о «чуде о половчине» и ряда других[1]. Отметим, что используемый в монографии для обозначения государства восточных славян IX – XIII вв. термин «Киевская Русь» и, соответственно, «киеворусский» восходит к имперской российской историографии XIX в., выделявшей киевский, владимиро-суздальский, московский и петербуржский периоды «общерусской» истории и представляется устаревшим[2]. Впрочем, о терминах не спорят – ведь называет же ученый мир Восточную Римскую империю Византией со времен Иеронима Вольфа[3].

Первый, вводный раздел монографии посвящен истории почитания Св. Николая в Византии и носит обзорный характер (с. 5–14). Однако уже здесь автор стремится подчеркнуть несколько ключевых тезисов: аристократические (в противовес общепринятому мнению о «простонародности» Святого)[4] и миссионерские черты культа (с. 14). В изложении биографии Св. Николая исследовательница следует агиографической традиции: утверждается об участии святителя в Первом Вселенском соборе (с. 6), хотя имени иерарха нет в сохранившихся списках отцов собора[5]; описывая «Никейское чудо» – явление Христа и Богоматери заключенному в темнице Чудотворцу и возвращение ему знаков епископского достоинства, Н. В. Верещагина не акцентирует на легендарности этого сравнительно позднего сюжета (с. 10). Поскольку восстановление достоверных сведений о жизни и деяниях Святого не являлось главной задачей исследования, эти замечания нельзя считать существенными.

Больше внимания автор уделяет «культуротворческой деятельности князя Владимира» (с. 15–42), и здесь читатель вправе ожидать более глубокого обоснования выводов и гипотез. В первом же предложении исследовательница постулирует, что «история киевской Церкви и киеворусской духовной традиции начинается с военно-политических и культуротворческих деяний великого киевского князя Владимира Святославича», а Корсунский поход является точкой отсчета сакральной истории Руси (с. 15). Не умаляя значения действий князя Владимира, отметим, что история христианства на Руси начинается не с него (о чем автор и сама далее пишет): уже современники и ближайшие потомки Крестителя его непосредственной предшественницей считали Ольгу, последующие книжники XVI-XVII вв. добавили к этому перечню и Аскольда[6]. Обстоятельства учреждения митрополии на Руси остаются предметом дискуссий[7], и хотя большинство исследователей относят ее создание к эпохе княжения Владимира – не позже 996/997 гг., христиане, несомненно, жили в Киеве с 60-х гг. IX вв. (об этом см. параграф книги «Аскольд-Николай», с. 43–45). Следующее за этим утверждение исследовательницы о сакральном характере Корсунского похода, скрытом за приземленными политическими реалиями (с. 15–16) – не что иное, как повторение лейтмотива Житий Св. Владимира[8]. Мелкая, но бросающаяся в глаза деталь: корректно ли называть Владимира «великим киевским князем»? В свете исследований о титулатуре домонгольской Руси ответ скорее будет отрицательным[9].

К несомненной новизне монографии следовало бы причесть и тезис о том, что «Обычное житие Владимира» является наиболее ранним письменным памятником, посвященным Владимиру, написанным современником и очевидцем крещения Руси, то есть, надо полагать, раньше «Слова о законе и благодати» (с. 17). С легкостью автор разрешает мучившую многих ученых проблему взаимоотношения летописной и житийной версий «Корсунской легенды» в пользу приоритета последней (с. 18). Такой вывод предполагает значительную текстологическую работу, чего в рецензируемой книге мы, к сожалению, не увидим.

Отметим, что «Житие блаженаго Володимера», названное «Обычным» и введенное в научный оборот публикацией преосвященного Макария, известно в двух редакциях: краткой и пространной[10]. Признавая приоритет ПВЛ перед Житием, Н. К. Никольский определял время написания 2-й (пространной) редакции между 1110 и 1414 г. (год древнейшего Мусин-Пушкинского списка), время написания 1-й редакции – не раньше второй половины XI в. (если агиограф пользовался «Словом о законе и благодати» Илариона) и не позже XII или XIII вв.[11] По мнению Н. И. Серебрянского, Житие было составлено значительно позже «Памяти и похвалы» Иакова и «Сказания о Борисе и Глебе» и являлось подделкой под не существовавшее сочинение Иакова, сделанной, вероятно, в XIV в. новым редактором[12]. Б. М. Клосс счел возможным датировать обе редакции началом XV в., ссылаясь на использованную в них позднюю летопись; при этом краткая редакция возникла раньше пространной, и последняя пользовалась первой как источником[13].

Сопоставление летописных и житийных сведений не оставляет сомнения в их общем источнике либо в заимствовании данных, но приоритет «Обычного жития» представляется спорным. Житие сообщает лишь некоторые новые подробности, такие как время пребывания послов Владимира в Константинополе во время «испытания вер» («8 днии»), длительность осады Корсуня («и стоя 6 месяць»); вместо глазной болезни Владимир поражен «язвой»; церковь крещения названа именем Св. Иакова, а церковь, построенная «в Корсуни на горе» – Св. Василия; среди трофеев вместо «коней медяных» упомянуты «иконы изборныя и книгы»[14]. Известно, что жития создавались либо при подготовке канонизации определенного лица Церковью, либо сразу после нее[15].                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Составление жития нужно рассматривать как обязанность (послушание) автора – духовного лица[16], поэтому сам факт существования подобного произведения указывает на церковное почитание героя жития в качестве местночтимого либо общепочитаемого Святого. Конечно же, «Житие блаженаго Владимера» нельзя считать первым подобным опытом; тем более спорно утверждение о том, что Житие предшествует «Слову о законе и благодати», в котором содержится «Похвала кагану нашему Владимиру» и «Памяти и похвале князю Владимиру» Иакова Мниха. Странно, что вне поля зрения автора остались не только упомянутые работы Н. И. Серебрянского и Б. М. Клосса, но и новое комментированное издание текстов Житий Владимира, осуществленное Н. И. Милютенко.

Частный сюжет об «Обычном житии» и «Корсунской легенде» показывает методику автора, которая обычно состоит в постулировании одного какого-либо вывода при игнорировании других точек зрения. Вряд ли Владимир действительно предполагал достигнуть иерархического равенства с византийским императором (с. 17) – нечто немыслимое в реалиях конца Х в.[17] Впрочем, далее читатель узнает, что «византийская политическая доктрина трактовала статус василевса как земного божества» (с. 20), то есть, Владимир хотел стать земным Богом. Надо ли напоминать, что византийцы обожествляли не личность, а должность василевса – одного из служителей Христа, инсигнией которого, среди прочих, была и акакия – мешочек с прахом, напоминавший о бренности земной жизни[18]. Была ли византийская автократия «неограниченной монархией» (с. 20)? Избрание василевса должно было происходить с согласия Церкви, жителей Константинополя, синклита и войска[19], к тому же василевс ромеев мог быть свергнут в любой момент.

Привлекая изображения Владимира на златниках и сребрениках, Н. В. Верещагина утверждает о присвоении ему царского титула (с. 21). И снова научная гипотеза[20] предстает доказанным, неопровержимым фактом. При этом, ссылаясь на византийский опыт, исследовательница не отмечает и не объясняет кардинального отличия изображений Владимира от портретов василевсов в византийской нумизматике. Одним из аргументов является атрибуция фрески в Софии Киевской как княжеского портрета Владимира и Анны (с. 22), в чем автор следует Н. Н. Никитенко, снова не отмечая гипотетичности ее вывода и наличия других мнений. Утверждая о византийских инсигниях Владимира, автор не объясняет причины утраты этих инсигний либо умолчания о них среди Рюриковичей (см. работы А. Поппэ[21]), а связь их с легендой о «дарах Мономаха» легче постулировать, чем доказать.

Категоричен вывод об основании Софийского собора в Киеве между 1011 и 1018 гг. (как будто бы нет других вариантов реконструкции хронологии создания памятника)[22]. Гипотеза Н. Н. Никитенко и В. В. Корниенко подается как аксиома, что, наверное, вписывается в методику автора монографии.

Интересен параграф о Десятинной церкви, проливающий свет на приемы работы с источниками. Автор замечает, что какие-либо сведения о мощах варягов-мучеников отсутствуют, но, несмотря на это, нельзя исключать, что останки были найдены. Более того, поскольку летопись сообщает о перенесении неназванных святых в церковь Богородицы под 1007 г., «вполне вероятно», что это они и были (с. 31). На следующей странице автор все же находит данные о мощах младенца-варяга Иоанна, но в Ближних пещерах Печерского монастыря, а не в Десятинной церкви (с. 32).

Следующий раздел монографии посвящен канонизации князя Владимира и развитию его церковного почитания. Некоторые работы по этой проблематике остались неиспользованными автором[23]. Новое исследование мраморной пластики Десятинной церкви оказалось ей тоже недоступным[24]. Зато привлекается утраченная ктиторская надпись Петра Могилы об основании Софии в 1011 г. (с. 39). Безусловно, данные митрополита казались ему убедительными, но могут ли современные исследователи безоговорочно доверять им?[25] Итоговый вывод об общецерковном прославлении Владимира в XI в., как всегда, не перегружен аргументами, но вписывается в тенденцию как можно больше удревнить события и источники.

Большой и ключевой раздел монографии посвящен киевским истокам культа Св. Николая и начинается с исследования о «крещении Аскольда» (с. 43). Автор справедливо отмечает, что в источниках сообщается о крещении Руси в 60-х гг. IX в., вот только о крещении Аскольда древнейшие памятники, такие, как «Окружное послание» Фотия и Продолжатель Феофана, умалчивают[26]. Смелым представляется вывод о том, что именно Аскольд (если он был, конечно, крещен) возвел первую церковь Св. Николая в Киеве (с. 45).

Далее следует, несомненно, новаторский раздел о крестильном имени князя Владимира (с. 46–54), опирающийся на предыдущие исследования Н. Н. Никитенко и самой Н. В. Верещагиной. «Многовековая практика наречения крещаемого несколькими именами в Византии» осталась неизвестна большинству византинистов[27], а приводимые автором примеры изменения имени некоторыми византийскими императорами (тем же Львом Исавром) не свидетельствуют о том, что такая практика была обычной в Империи (с. 49). Оставим заслуживающий отдельного рассмотрения спорный вопрос о христианской двуименности на Руси (с. 50–51), хотя точка зрения А. Литвиной и Ф. Б. Успенского нам представляется более убедительной. Пользуясь своей логикой, автор предполагает, что и Владимир Святославич, мог, наряду с общеизвестным христианским именем Василия, получить имя Николая. По счастью, дальше эта логика находит объяснение – «таинственная связь имен Владимир и Николай… интуитивно улавливается» автором монографии (с. 53), так же, как и автором «Повести о Николе Заразском (издание «Повести» Д. С. Лихачевым снова не учтено)[28]. После такого объяснения не возникает вопросов, почему именно Владимир выступил основателем николаевского культа. «Нет сомнения, что были и храмы», посвященные Св. Николаю и построенные Крестителем Руси, хотя источникам они и неизвестны (с. 55). Опровергнут базовый принцип источниковедения – «история пишется по источникам»[29]: «И хотя сведений о наименовании приделов источники не сообщают, однако не вызывает сомнений, что их посвящение было продумано» (с. 55). Аргументом служит лишь народное название храма Николаем Десятинным, на основании чего автор делает вывод о наличии в церкви Богородицы посвященного Св. Николаю алтаря, а, раз алтарь существовал, очевидно, под его престол были положены мощи святителя, которые, скорее всего, прибыли с принцессой Анной в ее свадебном кортеже. Можно лишь позавидовать той легкости, с которой Н. В. Верещагина дополняет скупые сведения древнерусского книжника. Первое документальное свидетельство о существовании в Киеве храма Николая Десятинного в документах находится лишь под 1605 г. (с. 56), что не мешает возводить его напрямую к концу Х в.

Своеобразно Н. В. Верещагина интерпретирует и граффито «Спаси, Господи, кагана нашего»[30], усматривая в «кагане», конечно же, Владимира. Неловко подозревать автора в незнании не только источниковедения, но и норм русского языка: судя по всему, она считает, что «граффити» – не множественное, а единичное число (с. 66). В итоге снова вывод о «Владимире-Николае» (с. 69–70). Непонятно, почему гипотетическое двойное христианское имя Владимира не нашло отражения ни в одном посвященном ему Житии или другом письменном источнике.

Важными представляются наблюдения о киевском литературном цикле произведений, посвященных Св. Николаю и его иконографии (с. 76–83). Однако остается без объяснения тезис о том, что реликвии Святого «были доставлены в Киев свадебным кортежем Владимира и Анны» (с. 84). Чуть далее исследовательница предполагает, что и мощи Св. Пантелеймона отправились на Русь таким же образом (с. 129). Древность посвящения алтаря Св. Софии Николаю Мирликийскому подтверждается «просительным письмом» Петра Могилы царю Михаилу Федоровичу 1640 г. (с. 103), поскольку Петр Могила (как и В. Н. Татищев), является для автора безусловным авторитетом в деле реконструкции древнерусской истории.

С некоторыми выводами Н. В. Верещагиной (о происхождении предания о Николае Дворищенском, с. 125–131 и спорности корсунского происхождения иконы Св. Николая Зарайского, с. 139–140) необходимо полностью согласиться. В то же время недостаточно обоснован ключевой тезис этого раздела монографии – об инициировании непосредственно Владимиром культа Св. Николая (с. 142).

Заключительный раздел книги касается сравнения культа Св. Николая и Св. Климента Римского, которому автор посвятила отдельное исследование[31]. Не вызывает сомнения распостраненность и значимость почитания на Руси обоих Святых, доказательства чего собраны в рассматриваемой монографии. Вот только было ли их почитание «единым, патрональным культом… совместным культом» (с. 158-159), отображенным в иконографической программе Десятинного храма? Несмотря на то, что Десятинная церковь разрушена монголами 6 декабря 1240 г., автору удается реконструировать и иконографию храма, и историю его алтарей. Помимо интуитивного метода, применяемого раньше, историк обращается и к другим. Так, «молитва Владимира, произнесенная им при освящении Десятинного храма и записанная летописцем, дает основания полагать, что в центральном куполе был изображен Христос Пантократор, а в алтарной апсиде – Богородица Оранта» (с. 163), что, в общем-то, типично для византийской церковной архитектуры этого периода. Удивляет лишь то, что Н. В. Верещагина уподобляет сведения летописца протокольной записи с места событий, а молитву князя, сочиненную в тиши скриптория, считает основанием для иконографических реконструкций.

В заключение подчеркнем несомненную важность и значимость проблемы изучения наследия Св. Николая на Руси. Среди работ, посвященных этой теме, монография Н. В. Верещагиной, бесспорно, займет достойное место. Этого нельзя сказать об исследовательской технике автора, главное место в которой занимает метод построения гипотез на других гипотезах, все чаще встречающийся в разысканиях современных медиевистов.

[1] Лидов А. М. «Русский Бог». О почитании образа Св. Николая в Древней Руси // Archeologia Abrahamica / Ред.-сост. Л. А. Беляев. – М., 2009. – С. 135–155; Щавелев А. С. Древнерусские реалии в «чуде о половчине» св. Николая Мирликийского // Восточная Европа в древности и средневековье. Автор и его источник: восприятие, отношение, интерпретация. – М., 2009. – С. 353-360; Пак Н. В. Проблема древнерусских редакций Метафрастова жития Св. Николая Мирликийского // Образ Св. Николая Чудотворца в культуре Древней Руси: материалы науч. конференции. – СПб., 2001. – С. 33-51; Акентьев К. К. ΕΜΨΥΧΟΣ ΝΑΟΣ. Истоки Святоникольской традиции и ее распостранение в Киевской Руси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://byzantinorossica.org.ru/sntradition.html. Доступ 30. 09. 2014.

[2] См. Толочко А. П. Химера «Киевской Руси» // Родина. – 1999. – № 8. – С. 29-33; Он же. Киевская Русь и Малороссия в XIX в. – К., 2012; об «имперском» нарративе см. Грушевський М. С. Звичайна схема «русскої історії» й справа раціонального укладу історії східного слов’янства // Статьи по славяноведению. – СПб., 1904. – Вып. 1. – С. 298-304; Западные окраины Российской империи / Ред. М. Долбилов, А. Миллер. – СПб., 2006. – С. 15-16.

[3] Домановский А. Н. Миф Византии: византийская цивилизация в истории, историографии и общественных репрезентациях // «Византийская мозаика»: сборник публичных лекций Эллино-византийского лектория при Свято-Пантиелеимоновском храме. – Харьков, 2013. – С. 20-22.

[4] См. Аверинцев С. С. Николай Чудотворец // Аверинцев С. С. София-Логос. Словарь. – К., 2006. – С. 322.

[5] Болотов В. В. История Церкви в период Вселенских соборов. – М., 2007. – С. 59.

[6] См. Котляр М. Ф. Аскольд у давньоруській та візантійській писемності // Київська старовина. – 2012. – № 1. – С. 4-14. Вопреки названию статьи уважаемого автора, отметим, что в византийской письменности имя Аскольда вовсе не упоминается. См. также сборник: Християнізаційні впливи в Київській Русі за часів князя Оскольда: 1150 років. – Луцьк; Чернігів, 2011.

[7] См.: Laurent V. Aux origines de l’Église russe: l’établissement de la hiérarchie byzantine // Echos d’Orience. – 1939. – T. 38. – P. 279-295; Honigmann E. Studies in Slavic Church History: IV. Theophylactos, the First Metropolitan of Russia? // Byzantion. – 1944/45. – Vol. 17. – P. 128-158; Poppe A. Państwo i kościół na Rusi w XI wieku. – Warszawa, 1968; Idem. The Original Status of the Old-Russian Church // APH. – 1979. – Vol. 39. – P. 5-45; Idem. The Christianization and Ecclesiastical Structure of Kyivan Rus to 1300 // HUS. – 1997. – Vol. 21. – № 3/4. – P. 311-392; Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Древней Руси. – М., 1989; Милютенко Н. И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси. – CПб., 2008. – С. 321-349; Головко О. Б. Входження Русі до Pax Christiana Orthodoxa і формування християнської церковної організації у слов’ян Східної Європи (VIII – XI ст.) // Actes testantibus. Ювілейний збірник на пошану Леонтія Войтовича. – Львів, 2011. – С. 241-248; Його ж. Поширення християнства у слов’ян Східної Європи і формування християнської церковної організації на Русі (VIII – XI ст.) // Дриновський збірник. – 2012. – Т. 5. – С. 179-189.

[8] «Память и похвала Иакова Мниха» // Милютенко Н. И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси. – CПб., 2008. – С. 424; Проложное житие 1-го вида // Милютенко Н. И. Указ. соч. – С. 435; Проложное житие 2-го вида // Милютенко Н. И. Указ. соч. – С. 441; Обычное житие Св. Владимира // Милютенко Н. И. Указ. соч. – С. 447.

[9] См.: Poppe A.Words That Save the Authority. On the Title of “Grand Prince” in Kievan Rus // APH. – 1989. – Vol. 60. – P. 159-184; Vodoff V. La titulature des princes russes du Xe au début de XIIe siècle et les relations extérieures de la Russie Kiévienne // RES. – 1983. – T. 15/1. – P. 139-150; Isayevych Ia. On the Titulature of Rulers in Eastern Europe // Journal of Ukrainian Studies. – 2004. – Vol. 29. – № 1 – 2. – P. 219-244.

[10] Макарий. Три памятника русской духовной литературы ХI века // Хр. Чт. – 1849. – Ч. 2. – С. 301 – 335; Он же. Еще об Иакове мнихе // ИОРЯС. – 1853. – Т. 2. – С. 145 – 157.

[11] Никольский Н. К. Материалы для по временного списка древнерусских писателей и их починений. – СПб., 1906. – С. 242.

[12] Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития // ЧОИДР. – 1915. – Кн.3. – С. 49.

[13] Клосс Б. М. Житие князя Владимира // Письменные памятники истории Древней Руси. – СПб., 2003. – С. 200.

[14] Зимин А. А. Память и похвала мниха Иакова и житие князя Владимира по древнейшему списку // КСИС. –1963. – № 37. – С. 73.

[15] Трубачев А. Канонизация святых в Русской Православной Церкви. – Режим доступа: http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/trubachev_kanonizatsiya_svyatyh_02-all.shtml

[16] Ужанков А. Н. Святые страстотерпцы Борис и Глеб: к истории канонизации и написания житий // ДРВМ. – 2000. – № 2. – С. 30.

[17] Ostrogorsky G. The Byzantine Emperor and the Hierarchical World Order // SEER. – 1956. – Vol. 35. – № 84. – P. 1-14.

[18] Литаврин Г. Г. Как жили византийцы. – М., 1974. – С. 49-55; Сорочан С. Б. Византия. Парадигмы быта, сознания и культуры. – Харьков, 2011. – С. 37-48.

[19] Cheynet J.-Cl. Pouvoir et contestations à Byzance: 963 – 1210. – P., 1990. – P. 176-180.

[20] Cм.: Левченко М. В. Взаимоотношения Византии и Руси при Владимире // ВВ. – 1953. – Т. 7. – С. 212; Он же. Очерки по истории русско-византийских отношений. – М., 1956. – С. 367; Ричка В. М. «Вся королівська рать» (Влада Київської Русі). – К., 2009. – С. 147-149; Він же. Володимир Святий в історичній пам’яті. – К., 2012. – С. 42-45.

[21] Поппэ А. В. Земная гибель и небесное торжество Бориса и Глеба // ТОДРЛ. – 2003. – Т. 54. – С. 310-311; Poppe A. Spuscizna po Wlodzimierzu Wielkim. Walka o tron Kijowski 1015 – 1019 // Kwartalnik Historyczny. – 1995. – Rochnik 102. –№ 3 – 4. – S. 5-10; Idem. Theophana von Novgorod // Bsl. – 1997. – T. 58. – Fasc. 1. – S. 148-154.

[22] См. последние работы: Заснування Софійського собору в Києві: проблеми нових датувань / Матеріали Круглого столу. – К., 2010; Михеев С. М. О датировке Софии Киевской // Археологія. – 2011. – № 3. – С. 53-57.

[23] Vodoff V. Pourguoi le prince Volodimer Svjatoslavic n’a-t-il pas été canonisé? // HUS. – Vol. 12/13. – 1988 / 1989. – P. 446-466; Poppe A. The Sainthood of Vladimir the Great: Veneration in-the-Making // Poppe A. Christian Russia in the Making. – L., 2007. – P. 1-52; Поппэ А. В. Владимир Святой. У истоков церковного прославления // Факты и знаки. Исследования по семиотике истории. – 2008. – Вып. 1. – С. 40-107; Милютенко Н. И. Святой равноапостольный князь Владимир… – С. 399-410; Толочко П. П. О месте и времени крещения и канонизации Владимира Святославича // ВВ. – 2011. – Т. 70. – С. 90-104.

[24] Архипова Е. И. Резной камень в архитектуре древнего Киева. – К., 2005. – С. 21-51.

[25] Толочко О. П. Так званий «напис Петра Могили» у Софії Київській та дата заснування собору // УІЖ. – 2010. – № 5. – С. 4-25.

[26] Об Аскольде и Дире см. Кузенков П. В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в cредневековых пиcьменных источниках // Древнейшие государства Восточной Европы: 2000 г. – М., 2003. – С. 162-163, прим. 8-10.

[27] Kazhdan A. P. Names, personal // ODB. – N. Y., Oxf., 1991. – Vol. 2. – P. 1435-1436.

[28] Лихачев Д. С. Повести о Николе Заразском (тексты) // ТОДРЛ. – 1949. – Т. 7. – С. 257-405; Повесть о Николе Заразском // Памятники литературы Древней Руси. XIII в / сост. Д. С. Лихачев и Л. А. Дмитриев. –М., 1981. – С. 176-183; см.: Комарович В. Л. К литературной истории Повести о Николе Зарайском // ТОДРЛ. – 1947. – Т. 5. – С. 57-72.

[29] Langlois Ch.-V., Seignobos Ch. Introduxion aux etudes historiques. – P., 1898. – P. 29.

[30] Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской. XI-XIV вв. – К., 1966. – Вып. 1. – С. 49-52.

[31] Верещагина Н. В. Климент Римский – небесный покровитель Киевской Руси. – Одесса, 2011.

Advertisements

One comment on “Роменский А. А. Святитель Николай Мирликийский и некоторые конструкции «киеворусской» культуры

  1. […] О «некоторых конструкциях» рецензии А. А. Роменского (Роменский А. А. Святитель Николай Мирликийский и некот…) на книгу Верещагиной Н. В. Николай Мирликийский – […]

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s