Верещагина Н. В. Николай Мирликийский — духовный патрон новообращенного Киева: [монография] / Н. В. Верещагина. — Одесса: Астропринт, 2012. — 224 с.

vereshagina

Предлагаемая монография — первое в истории культуры комплексное исследование, пос&ященное древнекиевскому почитанию одного из наиболее популярных на Руси святых — архиепископу Мир Ликииских Николаю. Опираясь на результаты изучения обширного поля письменных, археологических, изобразительных источников и научной литературы, связанных с именем святителя, автор доказывает фундаментальное, определяющее значение киевского культа в формировании восточнославянской традиции почитания св. Николая. В книге показана также органическая связь первых патрональных ки-еворусских культов святителей Климента папы римского и Николая Мирликийского.

Адресована ученым-медиевистам, аспирантам, студентам, всем, кто интересуется проблемами отечественной культуры.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие…………………3

ОБЩЕХРИСТИАНСКОЕ ПОЧИТАНИЕ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ
Николай Мирликийский в агиографической традиции…………………5
Аристократический аспект культа…………………11

КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА
Корсунский поход в контексте формирования киеворусской христианской культуры…………………15
Десятинная церковь — мемориал крещения Руси…………………27
Владимирский культ в древнекиевской духовной традиции…………………35

КИЕВСКИЕ ИСТОКИ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО КУЛЬТА НИКОЛАЯ МИРЛИКИЙСКОГО
Аскольд-Николай…………………43
Владимир-Николай. Проблема имянаречения христианизатора Руси…………………46
Князь Владимир — основатель киевского культа святителя Николая…………………54
Киевское чудо о детище и утверждение патронального николаевского культа на Руси…………………70
Образ святителя Николая в киевской церковно-агиографической и народной интерпретации…………………92
Чудотворный образ Николая Мокрого и его историческая жизнь…………………98
Чудо о детище и чудотворный образ Николая Мокрого в восточнославянской культуре…………………122

ПАТРОНАЛЬНЫИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КУЛЬТ СВЯТИТЕЛЕЙ КЛИМЕНТА И НИКОЛАЯ…………………151

Библиография…………………178
Список иллюстраций…………………216
Список сокращений…………………217

Предисловие

«Начало всех начал», сакральная точка отсчета истории христианской культуры Руси — крещение и женитьба великого киевского князя Владимира Святославича на порфирородной принцессе Анне в византийском Херсонесе.

Войдя с принятием христианства в круг стран византийского культурного влияния — «Slavia Orthodoxa», Русь стала одним из сегментов единого духовного пространства и частью мировой истории, что концептуально обозначило как исторические судьбы народа, так и ландшафт киеворусской культуры. При всей важности осуществленных князем реформ, — государственно-политической, административно-территориальной, юридически-правовой и др., — церковно-религиозная была определяющей, поскольку она утверждала мировоззренческие основы восточ-нославянско-православной субцивилизации. Переход от языческого политеизма к христианскому монотеизму сопровождался изменением представлений о святости и, соответственно, о сакральной иерархии мира. А по-новому истолкованная отечественная история стала персонифицированной. Среди ее героев — христианские святые, деятельность которых несла отблеск божественного предопределения. Роль святых и совершенных ими чудес в формировании христианского мировоззрения была громадной. Единство божественного и человеческого, проявившееся в их земной жизни, способствовало установлению мистических связей между киевскими неофитами и Богом.

Одним из особо чтимых в Киевской Руси святых стал архиепископ Мир Ликийских Николай. Собранные и систематизированные в этой книге данные свидетельствуют о том, что именно Владимир Святославич выступил инициатором патронального культа святителя, который, как средоточие святости в ее духовно-божественной и морально-этической потенциях, принимает в Киеве многофункциональный, всеобщий характер. Достигнув своего апогея, воплотившись в памятниках культуры, этих достоверных свидетельствах глубочайшего почитания святителя, он распространился из столицы на северные и северо-восточные земли Руси. Таким образом, киевские культурно-исторические реалии оказали существенное воздействие на формирование восточнославянской традиции почитания св. Николая.

Монографическое исследование киевской рецепции общехристианского культа св. Николая убедительно показывает несостоятельность утверждения, перешедшего в научной литературе в некое «общее место», что почитание Николая Мирли-кийского на украинских землях никогда не было таким сильным, как в России, и даже в XIX в. уступало, например, почитанию великомученика Георгия [Tschizewskij. 1957. S. 9]. (Один из вариантов этой концепции: культ святителя Николая в основном «был известен на севере восточнославянской территории; на юге ему соответствовал культ св. Георгия» [Макеева. 1999. С. 530]).

Исходя из изложенного в монографии материала, нельзя также согласиться и с распространенным мнением о том, что Николай Чудотворец был исключительно «народным святым». Не в меньшей степени святитель почитался древнерусской аристократической элитой. Свидетельств тому множество: это Десятинная церковь и Софийский собор, чудотворные иконы и произведения мелкой пластики и др.

Почитание Николая Мирликийского в Киеве было настолько мощным, что рядом с ним может быть поставлен только небесный креститель новообращенного государства — священ-номученик Климент папа римский. Объяснение этого духовного феномена находим как в исторических обстоятельствах, так и в личностях святителей. В культурном пространстве восточно-славянско-православной субцивилизации оба они воспринимались в качестве христианских патронов государства.

vereshagina_2

Верещагина Надежда Вячеславовна – историк культуры, кандидат исторических наук, доцент Одесского национального университета имени И. И. Мечникова. Основное направление научных исследований – изучение процессов становления киеворусской христианской культурной традиции. Автор монографии «Климент Римский – небесный покровитель Киевской Руси» (Одесса, 2011), учебного пособия «Из истории мировой культуры» (Одесса, 2009; 2011), многочисленных научных статей, опубликованных в Украине и за рубежом.

Advertisements

2 comments on “Верещагина Н. В. Николай Мирликийский — духовный патрон новообращенного Киева: [монография] / Н. В. Верещагина. — Одесса: Астропринт, 2012. — 224 с.

  1. […] Верещагина Н. В. О «некоторых конструкциях» рецензии А. А. Роменского (Роменский А. А. Святитель Николай Мирликийский и некоторые конструкции «киеворусской» культуры) на книгу Верещагиной Н. В. Николай Мирликийский – духовный пат… […]

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s