Роман Барашев. Святые похабники – признак православного благоденствия

К такому выводу приходит крупнейший исследователь феномена юродства – доктор исторических наук, профессор МГУ и СПбГУ, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН СЕРГЕЙ ИВАНОВ, выступивший на прошлой неделе с лекцией в киевском Доме ученых.


Интересно, что на Украине представители данной категории святых отметились, скажем так, номинально. И это свидетельствует о том, что в ходе истории украинским христианам было не до безобразий Христа ради.

«Юродивый не может существовать в мире, где возможно христианское мученичество, когда можно пострадать за веру. По всей видимости, юродивые и мученики – люди одного типажа, одного темперамента, но родившиеся в разное время, – считает Иванов. – Пока церковь гонима, пока православию угрожает иноверческая опасность, мы о юродивых не слышим, они просто не нужны. Но когда оно «закосневало» в качестве государственной идеологии…»

Смысл юродства, по мнению лектора, заключался в том, что оно методом «встряски» напоминало христианам о взрывном, парадоксальном характере их религии.

Сегодня рамки этого понятия стерлись и расширились. Проанализировав произведение «Братья Карамазовы», ученый высчитал, что Достоевский называл юродивыми 8 разных персонажей — светских и религиозных, положительных и негативных. В конце 18 века слово «юродивый» в светских текстах стало употребляться в браном смысле. Тогда же нынешнее значение приобрело слово «похаб», ранее означавшее – святой, юродивый. Ныне юродивыми называют и политиков, и эпатажных звезд, и реальных сумасшедших.

Сам же феномен зародился в конце IV века, в египетской пустыне, в монашеской среде. Юродство представляло собой один из видов странной святости, когда канонизации подвергался человек, в течение жизни не проявлявший никаких христианских добродетелей публично, а даже наоборот — всячески нарушавший различные нормы поведения, но вершивший добрые дела в глубочайшей тайне, так что о них никто не узнавал вплоть до самой смерти праведника.

Изначально юродство было, скорее всего, художественным вымыслом, размышлениями, порожденными думами о несовершенстве мира. Трудно сказать, сколько мифов, а сколько правды в описанных житиях святых юродивых. Канонизацию в православной церкви не назвать строгой: одни юродивые внесены в святцы, другие – нет, чье-то житие составлено, о другом практически ничего не известно.

Например, сегодня отдельными представителями РПЦ поднимается вопрос о канонизации Григория Распутина, и, по мнению Иванова, если бы кто-то задался целью написать житие «святого черта» по канонам юродских житий, то это не сложно было бы сделать, несмотря на определенные трудности: все-таки «исконному юродивому» позволительно лишь притворяться сексуально разнузданным, не испытывая наслаждения в оргиях. Вот одна из приведенных лектором красивых легенд, подводящая к пониманию того, зачем священниками воспевались хулиганы, которые часто нарушали правила, предписанные уставом самой Церкви, срывали литургии, бросались камнями в иконы с изображением Богородицы и т.п., и, подчеркнем, при этом только изображали из себя невменяемых, но были в своем уме.

К слову, следует провести разграничение между юродивыми и людьми с врожденными отклонениями. Последних называли славянским словом «урод», и Русский церковный собор 1666 года запрещал поклоняться, как святым, уродам от рождения, утверждая, что такие люди не могут быть святыми, они просто больны.

Итак, на родине юродства – в Византии были весьма распространены легенды о «тайных слугах Господа», предопределившие будущее «безумное» подвижничество. Сюжет в них всегда один и тот же: достигший просветления прилежный праведник вопрошает Бога, есть ли на земле человек благочестивее его? Бог в ответ называет кого-нибудь, в ком на первый взгляд невозможно заподозрить святость, но кто, как оказывается, просто скрывает ее.

В одной из таких историй праведник отправляется на поиски таинственного незнакомца и находит его на скачках – тот делает ставки. Громкие изумления, долгие расспросы, и, наконец, богобоязненному послушнику становится ясно, в чем этот просаживающий деньги игрок преуспел больше него и чего просветленному никогда не достичь: оказывается, он способен, наблюдая за соревнованиями, ни за кого не болеть.

Так кто ближе к Абсолюту – человек, ревностно радеющий за благо собственной души, или бесстрастный простак?

И, конечно же, первым христианам никогда бы не пришло в голову называть юродивыми персон вроде Жириновского. При всех его ужасных выходках, шутовстве он является весьма расчетливым человеком, который к тому же никогда не предстает слабым, жалким, убогим.

А православные юродивые тем сильнее напрашиваются на унижения, чем ослепительнее в них блеск добродетели — его-то и нужно скрывать от посторонних глаз. И к юродству приступают лишь в состоянии абсолютного совершенства.

Но именно провокация, говорит Иванов, – ключевое слово для понимания сути и миссии юродивого. Юродивый нацелен на то, чтобы напоминать людям о существовании иного мира. Он осуществляет шокотерапию, показывая своим поведением, что бог выше нашего понимания о нем, а наши условности только затуманивают ослепительное сияние вечности.

Не прижилось чистое юродство и в католицизме. Есть только представители, которые «глупость во имя Христа» направляли в социальное русло. Например, Франциск Ассизский (1181–1226) говорил: «Господь захотел, чтобы я был этаким новым дураком в этом мире» — и вел себя соответственно. Но францисканцы не были «людьми ниоткуда», их экстравагантные поступки воспринимались окружающими как знаковое поведение, — то есть в их отношении не было элемента сомнения (святой или безумец?), без которого немыслимо юродство. Наконец, главное отличие францисканца от юродивого — в социальной активности. Юродивый по определению не может ничего создать в общественной сфере. К тому же он — принципиальный одиночка.

Из той же «францисканской» серии – «умный дурак» Уленшпигель, подражавший столь популярным в Европе шутам. Своими проделками он высмеивал недостаточность благочестия, а православный юродивый развенчивает благочестие как таковое в земном его понимании, он не проповедует моральных принципов и тем более – не выступает защитником прав человека.

Примеры первых мифотворческих юродивых стали настолько заразительны, что в 692 году Троицким собором был введен запрет на юродствование (позже такие запреты вводились и на Руси).

Ярчайшим примером для русской традиции стало житие византийского юродивого Андрея Царегородсого, в начале Х века переведенного с греческого на древнерусский.

О древнерусском юродстве известно с ХV века: первые юродивые, чьи жития нам известны – Прокопий Устюжский и Исидор Твердослов, юродивый Ростовский, после чего их последователи появлялись в таких городах как Устюг, Москва, Псков, Новгород, Суздаль, Вятка, Торжок, Вологда, Архангельск.

Пик признания юродства приходится на царствование Иоанна Грозного и, особенно, Федора Иоанновича, а самые известные юродивые жили в центре – Москве: это Иоанн Большой Колпак и Василий Блаженный.

Впоследствии юродство вытесняется на обочину религиозной жизни, угасает, и уже в конце XVII века «святые похабники» перестали пугать людей и тревожить церковные и государственные устои.

Один из историков тех времен писал: «В Малороссии же безумных, кликуш и юродивых очень мало, почти нет вовсе, а если и появляются, так из Москвы». Хотя это и не совсем так, и мы можем вспомнить имена украинских юродивых Феофила и Паисия, Гриця Золотюсенького и Ивана Босого, однако эти случаи единичны, особенно на фоне массового, всеобъемлющего юродства в России.

Вопрос, почему среди отечетсвенных «божевільних» лишь немногие были признаны свободными ради бога, гость из Москвы оставил открытым.

 

URL: http://2000.net.ua/2000/aspekty/vzgljad/71194

Напишіть відгук

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out /  Змінити )

Google photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google. Log Out /  Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out /  Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out /  Змінити )

З’єднання з %s